Пользовательского поиска



предыдущая главасодержаниеследующая глава

Новая монета царя Спартока (К. В. Голенко)

Изданная в 1824 г. серебряная дидрахма с именем боспорского царя Спартока* уже полтора столетия остается единственным нумизматическим памятником представителя боспорских Спартокидов. Появившаяся сорок лет назад на Тамани в качестве местной находки золотая монета с именем того же царя** принадлежит, как правильно указал А. Н. Зограф, к числу антикварных подделок***. Подлинная дидрахма, принадлежавшая в прошлом Румянцевскому музею, рассматривалась многими нумизматами и была правильно отнесена ко времени, намного более позднему, чем эпоха Александра****, а именно: ко II в. до н. э.***** Эта монета, как давно было отмечено, должна быть сопоставлена с серебряными драхмами****** и с крупными бронзовыми монетами Пантикапея*******, имеющими на обороте то же изображение - лук в горите. Сходство с медью проявляется при этом в деталях - в пропорциях, форме и положении горита, в размещении и палеографических признаках надписи, - и на этом основании Д. Б. Шелов датирует монету Спартока серединой II в. до н. э.********

* (Köhler H. K. E, Description d'une medaille de Spartocus roi du Bosphore Cimmerien du cabinet de Mr. comte de Romanzoff. SPb., 1824. Русский перевод. - В кн.: Спасский Г. Археолого-нумизматический сборник. М., 1850, с. 137-161.)

** (Фасмер Р. Р. Список монетных находок. - СГАИМК, 1929, 2, с. 285, № 35)

*** (AM, с. 183.)

**** (Sallet A. Zur Numismatik der Könige von Pontos und Bosporos. - ZfN, 1877, 4, S. 231.)

***** (Imhoof-Blunter F. Porträtköpfe auf antiken Münzen hellenischer und hellenisierter Völker. Berlin, 1885, S. 36; CBM, Pontus, p. XXIX-XXX.)

****** (AM, табл. XLI, 22; XLII, 1-4; МДБ, табл. VII, 86-88; OKM, табл. XXI, 106-112.)

******* (AM, табл. XLII, 8; МДБ, табл. VIII, 94; OKM, табл. XXI, 113.)

******** (МДБ, с. 186-187 (AM, с. 185).)

Чрезвычайная редкость выпущенных Спартоком монет вызвала к жизни ряд фальсификаций, разоблаченных нумизматами еще в XIX в.*, но изданная Е. Е. Келером монета (в настоящее время она хранится в ГИМе) все же не является уникальной (табл. III, 1). Благодаря неизменной любезности Дж. К. Майлса и Х. В. Уэллса (Dr. G. C. Miles, H. B. Wells - New York) мы располагаем слепком еще одной дидрахмы Спартока, хранящейся в настоящее время в собрании Американского нумизматического общества и происходящей, по-видимому, из коллекции Александра Михайловича (табл. III, 2). Эта монета сохранилась значительно лучше, чем ранее известный экземпляр (вес новой монеты 8,37 г, а ранее известной только 7,77 г), благодаря чему на ней хорошо различаются такие детали, которые почти стерты на изданной Е. Е. Келером дидрахме и не были отмечены в публикациях нумизматов. Существенно также, что обе монеты изготовлены при помощи одного и того же штемпеля лицевой стороны (это, нелишне подчеркнуть, снимает возможные сомнения относительно подлинности нью-йоркского экземпляра).

Таблица III. 1 - дидрахма царя Спартока из собрания Н. С. Румянцева (ГИМ); 2 - дидрахма царя Спартока из коллекции Американского нумизматического общества; 3 - статер Перисада из Артюховского кургаЕш (ГЭ); 4 - статер Перисада с дифферентом А (ГЭ); 5-13 - пантикапейские драхмы второй половины II в. до н. э.; 14 - бронзовая монета Пантикапея второй половины II в. до н. э
Таблица III. 1 - дидрахма царя Спартока из собрания Н. С. Румянцева (ГИМ); 2 - дидрахма царя Спартока из коллекции Американского нумизматического общества; 3 - статер Перисада из Артюховского кургаЕш (ГЭ); 4 - статер Перисада с дифферентом А (ГЭ); 5-13 - пантикапейские драхмы второй половины II в. до н. э.; 14 - бронзовая монета Пантикапея второй половины II в. до н. э

* (Podschiwalow A. M. Monnaies des rois du Bosphore Cimmerien. Moscou 1887, p. 6, note 5.)

Дидрахма Спартока описывалась много раз*. На аверсе изображена безбородая голова в диадеме, на реверсе - лук в горите (при вертикальном положении последнего тетива обращена влево, а буквы надписи направлены вершинами вправо), у нижнего конца которого, справа, помещена монограмма. Новый экземпляр позволяет дополнить это традиционное описание немаловажной деталью: под горитом и монограммой находится изображение украшенного двумя маленькими фигурками дельфинов трезубца, острия которого направлены влево. Остатки рукоятки трезубца отчетливо просматриваются под монограммой и на ранее известной дидрахме, он они не были поняты и никем из специалистов не описаны (табл. III, 1, 2).

* (Лучшие описания и репродукции: Подшивалов А. М. Московский публичный и Румянцевский музей. Нумизматический кабинет. М., 1884, 1, с. 31-32, № 234, табл. I; Podschiwalow A. M. Op. cit., p. 6, № 3, pl. I, 4 (AM, табл. XLII, 26; МДБ, табл. IX, 106; ОКМ, табл. XXIV, 4).)

Украшенный дельфинами трезубец является постоянным элементом изображения на реверсе золотых статеров с именем Пери-сада (табл. III, 3, 4)*, где он появился, вне всякого сомнения, как часть изображения их прототипов - посмертных статеров и тетрадрахм Лисимаха, чеканенных в Византии**. На последних простой неукрашенный трезубец появляется на эмиссиях конца III в. до н. э., и к концу следующего десятилетия у места крепления рукояти трезубца к его острию изображаются маленькие фигурки дельфинов, расположенные симметрично по сторонам рукояти***. На дидрахмах Спартока трезубец украшен дельфинами по образцу монет Византия и боспорских статеров и именем Перисада (табл. III, 1-4), и нет никаких оснований видеть в нем "именной знак Спартокидов"**** или "своеобразный царский герб" боспорской династии***** - перед нами очень широко распространенное в греческом мире монетное изображение, встречающееся и на пантикапейских медных монетах******.

* (Лучшие репродукции этих монет воспроизведены во французской работе А. М. Подшивалова (Podschiwalow A. M. Op. cit., pl. I, 1-3; И, 14-15, также виньетка на титульном листе) и в трудах А. В. Орешникова (Oreschnikow A. W. Zur Münzkunde des cimmerischen Bosporus. Moskau, 1883, Taf. I, 1-5; Орешников А. В. Монеты Херсонеса Таврического, царей Боспора Киммерийского и Полемона II Понтийского. - НСб, 1913, 2, табл. I, 2-3).)

** (AM, с. 183.)

*** (Seyrig H. Monnaies helienistiques de Byzance et de Calcedoine. - In: Essays in greek coinage presented to E. S. G. Robinson. Oxford, 1968, p. 195-196, pl. 23, 7-11)

**** (Шкорпил В. В. К вопросу о времени правления архонта Игиэнонта. - В кн.: Сборник археологических статей, посвященных гр. А. А. Бобринскому. СПб., 1911, с. 41; Гайдукевич В. Ф. Строительные керамические материалы Боспора. - ИГАИМК, 1934, 104, с. 278.)

***** (Драчук В. С. Царские знаки Боспора. - Eirene, 1972, 10, с. 76; Драчук В. С. Загадочные знаки Северного Причерноморья. - Archeoloqia, 1970, 21, с. 126, 128; Драчу к В. С. Про царськi знаки Боспора Кiммерiйського. - Археологiя, 1969, 22, с. 232-233.)

****** (AM, табл. XLII, 10; XLIII, 4; МДБ, табл. VIII, 97, 103; ОКМ, табл. XXI, 116, 117; XXII, 177.)

Наличие трезубца с дельфинами на монетах Спартока дает возможность предполагать, что его эмиссия шла по пути, намеченному на Боспоре выпуском золотых статеров с именем Перисада, а так как такие статеры не старше первых десятилетий II в. до н. э. - на всех имеется трезубец с дельфинами, появившимися на их образцах не ранее 190 г. до н. э., - то тем самым мы подкрепляем точку зрения Д. Б. Шелова, отнесшего дидрахму Спартока к середине II в. до н. э.* Серебро Спартока к тому же нельзя отделять от пантикапейских драхм с изображением Аполлона (табл. III, 5-13), которые, как нам представляется, в свою очередь относятся не ко всему II в., как полагал А. Н. Зограф**, и не к его первой половине и середине, как считает Д. Б. Шелов***. В другом месте приведены соображения, заставляющие датировать выпуск драхм последними десятилетиями Спартокидов, то есть серединой и второй половиной II в. до н. э.**** Об этом позволяют судить и проявление стилистического упадка в ряду упомянутых драхм, не ускользнувшее от внимания Д. Б. Шелова*****, и то обстоятельство, что среди них имеются экземпляры, перечеканенные из серебряных монет Амиса******. Эта перечеканка осуществлялась в конце правления Спартокидов и продолжалась (разумеется, новыми монетными типами) в первые годы правления Митридата Евпатора*******. Поэтому середина II в. до н. э. является в сущности не самым поздним, а самым ранним временем, к которому следует приурочить чеканку монет царя Спартока.

* (МДБ, с. 220, № 106; Gaidukevic V. F. Das Bosporanische Reich. Berlin - Amsterdam, 1971, S. 526, № 38. В русском издании автор относил монету к началу II в. (Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М.; Л., 1949, с. 584, № 38).)

** (AM, с. 181.)

*** (МДБ, с. 162.)

**** (Голенко К. В. Две монеты Пантикапея II в. до н. э. - НЭ, 1965, 5, с. 60-61.)

***** (МДБ, с. 161.)

****** (Голенко К. В. Несколько серебряных монет Пантикапея II в. до н. э. со следами перечеканки. - НЭ, 1968, 7, с. 37-40.)

******* (Голенко К. В. Из истории монетного дела на Боспоре в I в. до н. э. - НЭ, 1960, 2, с. 28-34.)

Датируя дидрахмы Спартока не ранее чем серединой II в. до н. э., мы должны признать, что он не может быть тем Спартоком, имя которого сохранилось в сильно поврежденном пантикапейском посвящении Зевсу Сотеру* и фигурирует в керамических клеймах**. Упоминаемый названными источниками Спартак был отцом царицы Камасарии, появляющейся вместе со своим мужем Перисадом в надписях из Дидимы, которые относятся к 178/7 и к 177/6 г. до н, э.***, так что время правления отца Камасарии с наибольшей вероятностью должно быть отнесено к первым десятилетиям II в. до н. э.****, иными словами дидрахмы говорят о существовании еще одного Спартока*****, место которого среди боспорских царей неоднократно пытались установить нумизматы XIX века. Представляется, что наиболее приблизился к действительному положению дел А. М. Подшивалов, обративший внимание на тот важный факт, что монограмма, находящаяся на дидрахме Спартока (табл. III, 1, 2), имеется и на двух статерах из числа монет с именем Перисада (табл. III, 5, 4)******. Один из этих статеров был найден в погребении Артюховского кургана вместе со статером Лисимаха, выпущенным в Византии не ранее последнего десятилетия первой половины II в.*******

* (КБН, № 26. - IPE, 2, № 308.)

** (Гайдукевич В. Ф. Строительные керамические материалы Боспора, с. 312, № 84-86.)

*** (Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии. - ВДИ, 1939, № 3, с. 266-267, № 38-39.)

**** (Gaidukewic V. F. Op. cit., S. 94-95.)

***** (Так считал академик Келер. (В кн.: Спасский Г. Археолого-нумизматический сборник, с. 157, 158; с. 21, 22 отдельной пагинации).)

****** (Podschiwalow A. M. Op. cit., p. 3, 5-6.)

******* (Максимова М. И. Еще раз о дате Артюховского кургана. - СА, 1967, № 2, с. 241 242; Стефани Л. Объяснение нескольких художественных произведений, найденных в Южной России в 1878 и 1879 гг. - OAK, за 1880 г. СПб., 1882. Приложение, с. 15, 17, 61-64, 68-69.)

В связи со сказанным необходимо коснуться и остальных статеров с именем Перисада. Есть все основания согласиться, что самым ранним из них является экземпляр, принадлежавший некогда князю А. А. Сибирскому*, а самыми поздними - подражания, выпущенные уже в начале правления Митридата Евпатора**. Среди остальных статеров опять таки наиболее поздними должны быть признаны монеты из Северского кургана*** и примыкающая к ним по своему беглому стилю монета из собрания ГМИИ****. На этих трех экземплярах имеются буквенные обозначения, в которых проще всего видеть даты: ΙΔ (14-й год правления), К (20-й год правления). Но в таком случае трудно воздержаться от предположения, что буква А на статере из Эрмитажа (табл. III, 4)***** имеет аналогичное значение, то есть указывает на первый год правления того самого Перисада, который и в дальнейшем помещал даты на своих золотых монетах. По смыслу всего изложенного выше в этом Перисаде следует видеть последнего представителя боспорских Спартокидов, вынужденного в конце концов уступить свою власть Митридату.

* (Орешников А. В. Монеты Херсонеса Таврического, с. 38 (первая группа); AM, с. 184, табл. XLII, 21; МДБ, с. 188, табл. IX, 107; лучшее изображение см. в кн.: Podschiwalow A. M. Op. cit., pl. I, 3.)

** (Голенко К. В. Статеры царей Боспора из новых приобретений ГМИИ. - СГМИИ, 1966, 3, с. 38-39, рис. 1; AM, табл. XLII, 24.)

*** (Орешников А. В. Указ. соч., с. 39 (четвертая группа); AM, с. 185, табл. XLII, 25; МДБ, с. 188, табл. IX, 108; лучшие изображения см. в кн.: Podschiwalow A. M. Op. cit., pl. II, 14-15; Oreschnikow A. W. Op. cit., Taf. I, 4-5.)

**** (Орешников А. В. Указ. соч., с. 37, № 3, табл. I, 3; с. 40 (шестая группа; AM, табл. XLII, 23). )

***** (Podchiwalow A. M. Op. cit., pl. I, 2; Oreschnikow A. B. Op. cit., Taf. I, 2. )

Если все эти соображения могут быть признаны выдерживающими критику, то мы вправе присоединить к монетам последнего Перисада также и статер из Артюховского кургана (табл. III, 3)*. Несмотря на то, что его аверс изготовлен при помощи другого штемпеля, общее сходство царского портрета на обеих монетах совершенно очевидно**. Но здесь необходимо напомнить, что именно на двух последних статерах находится та монограмма, которую мы встречаем на дидрахмах Спартока. Это могло бы натолкнуть на некоторые предположения: во-первых, чеканивший монеты Спарток был предшественником последнего Перисада; во-вторых, сначала этот Перисад подобно всем своим предшественникам приступил к выпуску недатированных статеров, но быстро изменил эту практику и уже на первом году царствования на монетах появляются даты, оформленные, как на монетах его каппадокийских современников, в виде простых букв с числовым значением***. Наконец, если буква К на статерах из собрания ГИМ должна интерпретироваться как дата, то следует вывод, что последний Спартокид правил не менее двух десятков лет.

* (Podschiwalow A. M. Op. cit., pl. I, 1; Oreschnikow A. W. Op. cit., Taf. I; AM, табл. XLII, 22.)

** (Орешников А. В. Указ. соч., с. 38 (вторая группа); AM, с. 184.)

*** (Reinach Th. Trois royaumes de l'Asie Mineure. Cappadoce - Bithynie - Pont. Paris, 1888, p. 35-55, pl. I, 8, 9; II, 10-18.)

Гибель последнего Перисада относят обычно к 109 г. до н. э. и совершенно ясно, что эта дата может быть понижена лишь на два-три года*. Таким образом его правление началось около 130 г. до к. э. Поскольку погребения Артюховского кургана по совокупности всех данных датируются временем между 140 и 125 г. до н. э.**, под его насыпью легко могли оказаться и статер Лисимаха, выпущенный, как мы помним, не ранее 160 г. до н. э., и изготовленный около 130 г. до н. э. статер самого Перисада. Но тогда царствование чаканившего монеты Спартока приходится приблизительно на тридцатые годы того же века. Это не противоречит тем отрывочным сведениям, которыми мы располагаем о Спартокидах II в. до н. э. Спартоку, отцу Камасарии, наследовал сначала ее муж Перисад, упоминаемый вместе со своей супругой не только в названных выше надписях из Дидимы, но и в дельфийском декрете, датируемом временем около 160 г. до н. э.*** Приблизительно десятилетием позже царем Боспора был, однако, уже не этот Перисад, а его одноименный сын, названный вместе со своей овдовевшей и вступившей к этому времени в новый брак матерью Камасарией в посвящении пантикапейских фиаситов****. Перисад Филометор был, надо полагать, предшественником чеканившего дидрахмы Спартока, и ему мы склонны приписывать группу статеров, происходящих от одной пары штемпелей с первыми изданными статерами с именем Перисада*****. Представляется, что А. Н. Зограф был совершенно прав, когда писал, что одна ив монет этой группы (статер музея в Глазго) является более древней, чем монета из Артюховского кургана******. В таком случае ничто не препятствует предположению, что статер, принадлежавший некогда князю Сибирскому, был выпущен супругом царицы Камасарии, начавшим на Боспоре чеканку статеров с типами Лисимаха*******.

* (Gaidukewic V. F. Op. cit., S. 313-315, 573; Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953, с. 93-94, прим. 2.)

** (Максимова М. И. Указ. соч., с. 240-242; Максимова М. И. О дате Артюховского кургана. - СА, 1960, № 3, с. 46-48.)

*** (Граков Б. Н. Указ. соч., с. 250, № 15.)

**** (КБН, № 75 - IPE, 11, № 19; Gaidukevic V. F. Op. cit., S. 95.)

***** (Орешников А. В. Указ. соч., с. 39 (третья группа); Гиль Х. Х. Новые приобретения моего собрания. - ЗРАО, 1892, 5, табл. VI, 53; Oreschnikow A. W. Op. cit., Taf. I, 3.)

****** (Zograph A. N. The Tooapse hoard. - NC, 1925, 5, p. 50.)

******* (Статья не была окончена автором; в сохранившемся черновом наброске следующего абзаца К. В. Голенко высказывает догадку о неподлинности статера с именем архонта Гигиэнонта (AM, табл. XLII, 18) и склоняется к тому, чтобы датировать его драхмы (AM, табл. XLII, 19) последним десятилетием II в. до н. э. Эти интересные мысли не были, однако, достаточным образом аргументированы. - Редакционная коллегия.)

предыдущая главасодержаниеследующая глава


© Злыгостев Илья Сергеевич - подборка материалов, оформление, оцифровка, статьи; Злыгостев Алексей Сергеевич - разработка ПО. 2001-2017
При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу первоисточник:
http://vsemonetki.ru "VseMonetki.ru: Нумизматика и бонистика"